Особенности ремонта двигателя Yamaha YZF750.
Журнал «Мото» №12 2004 год.
Мотор купленного по случаю мотоцикла «скисал». Замена свечей, инспекция зажигания и регулировка карбюраторов ничего не дали. Когда аппарат пригнали в сервис, один из цилиндров едва дышал. Проверка компрессии подтвердила худшие опасения — нужен ремонт или головки блока, или цилиндро-поршневой группы…
О том, как исправляли последствия ошибок предыдущих владельцев, рассказал механик по ремонту мототехники столичной фирмы «Стрит-сервис» Сергей УГРЕШСКИЙ.
ПОДГОТОВКА
Для демонтажа головки и блока цилиндров двигатель с рамы этого мотоцикла снимать необязательно. Нужно отмыть его и все, что находится над ним, чтобы в разобранный мотор не попала грязь.
Слили масло и антифриз — это сделать просто. Но важно не забыть слить жидкость из блока цилиндров — нужно наклонить мотоцикл в сторону пробки. Над двигателем расположен кожух, отделяющий бензобак от тела радиатора. Чтобы кожух не мешал, на время ремонта его удалили. Сняли воздушный фильтр, радиатор. Отсоединили все шланги системы охлаждения вместе с термостатом, высоковольтные провода свечей и провода датчиков (разъемы выполнены так, что перепутать их сложно, но, чтобы упростить сборку, их пометили).
В операции демонтажа выпускных труб и блока карбюраторов тоже ничего хитроумного. А вот с патрубком, по которому охлаждающая жидкость подается из блока в помпу, обращайтесь аккуратно: он уплотняется резиновыми кольцами, так что демонтировать его следует осторожно не повредить бы резину. (Забегая вперед: перед сборкой эти кольца нужно смазать тонким слоем герметика.) Чтобы освободить блок от деталей системы охлаждения, открутите болт, крепящий патрубок, снимите алюминиевый коллектор с блока и лишь затем, покачивая, разъедините детали. Масло подается в головку из системы смазки по двум шлангам высокого давления. Мы открутили их верхние штуцеры и, чтобы защитить от пыли, обмотали полиэтиленом. Уплотнение — медные шайбы. Если не собираетесь менять их на новые (что желательно), хотя бы отожгите.
Болт слива охлаждающей жидкости из блока (выделен красным).
Патрубок системы охлаждения, соединяющий коллектор на блоке цилиндров и помпу.
РАЗБОРКА
Сняли клапанную крышку, успокоитель цепи. Если будешь неосторожен при работе с цепью или натяжителем, распредвалы могут случайно провернуться. Чтобы клапаны не «встретились» с поршнями, перед тем, как заниматься разборкой привода газораспределительного механизма, проследите, чтобы поршни не оказались в ВМТ. Лишь приняв меры безопасности, можно приступать к проверке состояния цепи и натяжителя. Убедившись, что этим деталям до замены еще жить и жить, мы продолжили разборку двигателя.
Сняли крышки постелей распредвалов и освободили валы от цепи (когда натяжитель снят, это сделать нетрудно). Попутно проверили состояние кулачков, шеек распредвалов и их постели: ни задиров, ни следов повышенного износа не обнаружили. Чтобы потом не искать упавшую в картер цепь, подвесили ее на крючке из толстой проволоки. При демонтаже головки, а затем и блока цилиндров также не забывайте поддерживать цепь. Когда будете поднимать блок, следите, чтобы поршни не ударились о край картера.
Демонтаж распредвалов. Натяжитель удалили, и цепь ослабла до такой степени, что ее можно легко снять со звездочек.
Причина проведения ремонта — поршень с залегшими кольцами.
Вот и нашли «засаду»: у поршня первого цилиндра залегли все три кольца. Причем только с одной стороны. Поршень сняли и взялись извлекать кольца. Эта работа требует аккуратности и терпения: одно неосторожное движение — кольцо согнется, и ничего другого не останется — его придется выбросить… Чтобы растворить нагар, опыляли канавки из аэрозольного баллончика с Жидкостью для удаления нагара из камеры сгорания. Можно воспользоваться и жидкостью для чистки карбюраторов. Затем, выждав некоторое время (чтобы жидкость просочилась в зазоры), очень осторожно пытались покачать кольца в канавках. Как только жидкость высыхала, снова их смачивали. И так — больше часа. Когда кольца оказались на свободе, ветошью, смоченной растворителем, удалили все следы нагара. Металлическими скребками и «нулевкой» можно пользоваться только при чистке боковых и внутренних поверхностей колец. Но не канавок в поршне! (Берегите себя! Чтобы не отравиться, работайте с растворителями на свежем воздухе или под вытяжкой!) Покончив с этим и убедившись в том, что детали поршневой группы не изношены и работоспособны, установили поршень на место.
Сборка «бутерброда» из деталей головки.
ЧТО С ГОЛОВКОЙ БЛОКА?
Проверка керосином (на протечку) показала, что пары клапан-седло достаточно герметичны. Всетаки, чтобы убрать частички нагара и мелкие дефекты, накопившиеся за долгие годы работы, решили притереть клапаны тонкой абразивной пастой.
Головка блока этого двигателя состоит из двух деталей. Верхняя часть — постель распредвалов, в которой выполнены отверстия для стаканчиков, через которые кулачки давят на клапаны. Притирать клапаны, не разобрав этот «бутерброд», очень неудобно. К тому же можно запросто повредить поверхность отверстий, в которых работают стаканчики. Разъединить половинки «бутерброда» несложно — достаточно открутить болты. Но есть одна тонкость: впускные и выпускные клапаны наклонены в разные стороны, а потому не дадут снять постель. Более того, впускные клапаны
в этом двигателе наклонены под разными углами, поэтому, чтобы «бутерброд» разобрался, следует начинать рассухаривать именно с них. Для чего лучше всего воспользоваться съемником в форме струбцины, но можно обойтись и рычажным. При работе с рычажным съемником следует упирать клапан в какую-нибудь мягкую поверхность, например, кусок толстой резины или сосновый брусок. Причем тарелки клапана должны упираться либо всей поверхностью, либо, что еще лучше, центром. Пружины таких клапанов довольно слабы, и некоторые физически крепкие механики, чтобы не рисковать, предпочитают рассухаривать клапаны, придерживая их тарелку пальцами.
И еще одно предупреждение: на верхней половине «бутерброда», снизу, есть две трубки, по ним масло поступает к постели распредвала выпускных клапанов. Снимать их ни к чему, постарайтесь их даже не задеть. Нарушите подачу масла — получите «подарок» в виде заклинившего распредвала.
Натяжитель цепи расположен под блоком карбюраторов. Перед установкой выкрутите болт-заглушку пружины, выньте пружину и утопите плунжер.
Масло из магистралей впускного распредвала поступает к магистралям выпускного по медным трубкам. Будьте с ними аккуратны: любое их повреждение приведет к падению давления масла в двигателе.
Перед тем как клапаны притирать, сняли маслосъемные колпачки. Когда работу закончили, все детали тщательно отмыли керосином и просушили сжатым воздухом.
При сборке установили новые маслосъемные колпачки и, смазав стержни клапанов моторным маслом, «засухарили» выпускной ряд. Между половинками «бутерброда» положили новую прокладку и собрали его, затянув болты с моментом 1,5 кГм. Так же собрали и впускные клапаны. После притирки тепловые зазоры всегда уменьшаются. Поэтому, установив распредвалы, зазоры проверили и, подобрав регулировочные шайбы, подкорректировали их величину.
Расположение шлангов и трубок на головке цилиндров:
1 — левый шланг, подающий масло в левую магистраль головки; 2 — болт крепления шланга; 3 — отверстие, к которому подводится масло из правого шланга; 4 — трубки для синхронизации карбюраторов.
СБОРКА
Разумеется, купили комплект новых прокладок. Поршни и цилиндры перед установкой смазали моторным маслом. В нижней части цилиндров этого двигателя фаски выполнены так удачно, что кольца не пришлось сжимать какими-либо устройствами. Постукивая киянкой по верхней плоскости блока, сначала надели его на средние, а затем и на крайние поршни. На новую прокладку установили головку блока и затянули ее гайки крест-накрест с моментом 4,1 кГм.
Пакет из металлических прокладок уложен на блок. То, что пластины разошлись — не беда: сожмутся при затяжке гаек.
Метки положения распредвалов найти несложно — они расположены на звездочках и должны совпасть с приливами на крышках постели. Чтобы увидеть метку ВМТ, нужно выкрутить пробку из картера и, глядя в отверстие, поворачивать коленвал до тех пор, пока метка не совпадет с флажком, расположенным в глубине (см. фото). Будьте внимательны! На коленвале рядом с риской-меткой ВМТ (которая нам и нужна) первого и четвертого цилиндров выбита буква «Т», да так выбита, что при недостаточном освещении вертикальную «ножку» буквы можно спутать с расположенной рядом риской метки. Перепутаете — получите «клин».
Метки распредвала. Точка на звездочке и выступ на крышке выделены красным.
Метку ВМТ первого и четвертого цилиндров на коленвале и флажок на картере, с которым ее нужно совместить, можно увидеть, выкрутив болт-заглушку:
1 — флажок; 2 — буква Т; 3 — метка ВМТ; 4 — болт с контргайкой, за который удобно вращать коленвал при сборке.
Крышки нумеруются слева по ходу мотоцикла:
1 — номер крышки; 2- буквы, обозначающие тип распредвала: ЕХ означает выпуск, IN — впуск.
Перед сборкой шейки распредвалов обильно смазали моторным маслом. Болты крышек распредвала затянули с моментом 1 кГм. Перед тем, как устанавливать натяжитель, разобрали его, вынули пружину и утопили плунжер.
Часто у начинающих механиков, незнакомых с конструкцией нового для них двигателя, возникает вопрос: как при сборке или разборке проворачивать коленвал? У этого двигателя слева, на торце коленвала, есть отверстие с резьбой, которое, казалось бы, ни к чему. Так вот оно и сделано для специального приспособления, которым вращают вал. Мы успешно заменили это устройство болтом с контргайкой.
Когда двигатель собрали, подсоединили на свои места все шланги и электрические разъемы, установили радиатор, карбюраторы и выпускные трубы. Когда мотоцикл был полностью собран, залили антифриз, масло. Запустили двигатель и дали ему прогреться. И снова заглушили, масло слили и, заменив масляный фильтр, залили новое. Опять прогрели двигатель, синхронизировали работу карбюраторов. Для этого на их патрубках есть специальные штуцеры. Здесь на них уже надеты заглушенные со свободного конца шланги.
Блок карбюраторов. Черные трубки со встроенными фильтрами (выделены красным) предназначены для выравнивания давления воздуха перед диффузором и в поплавковой камере. Если на мотоцикле установлена система инерционного наддува, выходы этих трубок подсоединяются к воздушному фильтру перед карбюраторами. Здесь этой системы нет, и трубки сообщаются с атмосферой.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ЗАЛЕГЛИ КОЛЬЦА?
Причину установить не удалось. Такие неисправности случаются, если заливать в двигатель некачественное масло или несвоевременно его менять. Аппарат резвый, провоцирующий водителя на энергичную езду, так что, вероятнее всего, предыдущий хозяин незадолго до продажи перегрел мотор и, почувствовав неладное, поспешил мотоцикл продать… Но теперь это уже неважно — двигатель в порядке. Если новый хозяин будет аккуратен, мотору еще крутить и крутить.