ЧТО ГОРЯЧКУ-ТО ПОРОТЬ!

Типичные неисправности и способы ремонта системы жидкостного охлаждения мотоцикла-иномарки (на примере Honda VF750 Magna).

Журнал «Мото» №7 2003 год.
Михаил АЗАРОВ, г. Жуковский Московской обл.

По перемещению стрелки прибора, показывающего температуру двигателя, можно многое узнать о работе элементов системы охлаждения. Когда они исправны, стрелка, по мере прогрева двигателя, через считанные минуты займет какое-то среднее положение и застынет. В уличной пробке, при езде по бездорожью или, наконец, когда мотоцикл долго стоит на месте и работает на холостом ходу, стрелка может приблизиться к красной зоне, но если не происходит ничего экстраординарного, ни в коем случае не войдет в нее. Когда же мотор прогревается очень долго или она начинает туда-сюда ерзать по шкале или норовит забраться в красную зону, — с системой охлаждения не все ладно.»
Мотор может перегреваться не только из-за неисправных деталей. В систему охлаждения должен быть залит антифриз, а не вода. Температура ее кипения ниже, чем у антифриза, и при работе двигателя могут образовываться паровые пробки, вызывающие местный перегрев какой-либо части двигателя (как правило, головки блока цилиндров). Давление в системе охлаждения прогретого двигателя должно быть выше атмосферного. Для каждого мотора эта величина своя, но обычно ее значение остается в пределах 1,1-1,3 кгс/см . При этом температура кипения охлаждающей жидкости становится еще выше.

Пробка радиатора
Пробка радиатора: 1 — клапан пониженного давления; 2 — пружина клапана повышенного давления; 3 — резиновая прокладка нуждается в замене.

Избыток давления определяется по слегка раздувшимся на прогретом двигателе шлангам. Если они «вялые», как у холодного мотора, то, как правило, «виноваты» предохранительные клапаны в пробке радиатора. Их нужно почистить или заменить пробку. Не поможет — ищите течь. Осмотрите радиатор: иногда потеки на нем появляются только после прогрева, когда его медные или алюминиевые трубки максимально расширяются. Часто «пожилые» шланги после снятия и установки не обеспечивают герметичность соединения. Специалисты со стажем рекомендуют перед повторной установкой слегка смазывать шланг изнутри консистентной смазкой. Это не только облегчает процесс сборки. Масло размягчает поверхностный слой резины, и она легче обжимается хомутом.

Шланг радиатора

Радиатор должен быть чистым и снаружи, и внутри. Случись, его соты забьются грязью, тополиным пухом или трупами насекомых, промойте его не очень сильной струей воды. Работа эта не самая приятная, но ускорять ее за счет повышения давления струи воды нельзя: можно легко смять соты радиатора. Если они уже смяты, очень осторожно (чтобы потом не пришлось запаивать поврежденные трубки) верните им первоначальную форму.
Сливая антифриз, обратите внимание на его цвет. Специальный краситель, добавленный в охлаждающую жидкость, со временем обесцвечивается. Одновременно с этим вырабатываются присадки, необходимые для нормальной работы системы охлаждения — это происходит приблизительно за два года эксплуатации. Такой период замены антифриза рекомендуют большинство производителей охлаждающих жидкостей. Отработавший антифриз замените. Если жидкость, слитая из системы охлаждения, мутная или желтоватого цвета, — значит, мотоцикл когда-то эксплуатировался на воде или, того хуже, в системе охлаждения возникла течь, и предыдущий хозяин не придумал ничего лучшего, как насыпать в радиатор герметик или горчицу. И то, и другое, отложившись на стенках радиатора, а может быть, даже забив его трубки, может существенно ухудшить охлаждение мотора. Даже если отработавшая жидкость прозрачная, все равно есть смысл промыть систему охлаждения специальным составом (не забудьте прочитать инструкцию к нему).

Радиатор мотоцикла

Не исключено, что после этой промывки откроются течи, их придется устранять. Но это проще и дешевле, чем ремонт перегретого двигателя.

И еще об эксплуатации она воде. В водяном насосе есть сальник, преграждающий путь охлаждающей жидкости к его подшипникам. В антифризы вводятся присадки, снижающие его износ. Когда их нет (а откуда бы им взяться в воде!), сальник очень быстро изнашивается. Инструкция по ремонту нашего мотоцикла рекомендует заливать в систему охлаждения смесь из 50% воды (обязательно дистиллированной, чтобы не образовывалась накипь) и 50% этиленгликолевого концентрированного антифриза с антикоррозионными ингибиторами.

При замене охлаждающей жидкости могут образоваться воздушные пробки, которые тоже могут вызвать перегрев двигателя. Чтобы выпустить воздух, в системе существуют специальные штуцеры или краники в самой верхней точке системы охлаждения. У нашего мотоцикла мы нашли штуцер в нижней половине корпуса термостата. При холодном двигателе термостат закрыт, и выход воздуха из двигателя (малый круг системы охлаждения) при заливке охлаждающей жидкости исключен. Он выполнен так же, как и прокачной штуцер тормозов. Когда будете его закручивать, не усердствуйте сверх меры, иначе потом, откручивая, можно сорвать головку этой детали. Закрутите его до момента касания, а затем еще на 10-15°.

Термостат мотоцикла
Выносной термостат (3 фото):
1 — крышка; 2 — датчик температуры; 3 — корпус; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — термостат; 6 — винты; 7 — штуцер для удаления воздушных пробок; 8 — провод «массы».

Проверьте и работу электровентилятора. При выключенном зажигании (в противном случае внезапно включившийся вентилятор может повредить пальцы) проверьте толчком руки легко ли вращается вентилятор. Небольшое сопротивление — свидетельство его нормального состояния. Если вращается туго, пара капель моторного масла в сопряжение вала с подшипником может поправить дело. Большой радиальный люфт свидетельствует о том, что подшипники изношены и мотор вентилятора придется заменить — со временем он начнет выть или визжать. Неприятный звук -полбеды. Хуже то, что обороты вентилятора при этом падают — ведь ухудшается охлаждение радиатора. Кроме того, болтающаяся из стороны в сторону крыльчатка может добраться до трубок радиатора и повредить их. Как правило, «поющий» моторчик работает недолго. А путь от заклинившего вентилятора до заклинившего двигателя может быть очень коротким. Слишком легкое вращение вентилятора может свидетельствовать о зависших или изношенных щетках. В этом случае включите зажигание и, не отсоединяя провода, перемкните контакты датчика включения вентилятора (он находится на радиаторе) -моторчик должен заработать. Как правило, их делают неразборными, а значит, неремонтопригодными, и при любых внутренних неисправностях замена неизбежна. Обратите внимание на то, в какую сторону вентилятор гонит воздух. Будете смеяться, но известны случаи, когда после неквалифицированного вмешательства в систему электрооборудования вентилятор начинал вращаться в обратную сторону и гнал воздух от мотора, а не на него. Поправьте дело простым действием: измените полярность его подключения — поменяйте местами в разъеме идущие к нему провода.

датчик включения вентилятора
Обычное расположение датчика включения вентилятора.

датчик включения вентилятора
Датчики температуры могут рас полагаться и так: 1 — датчик включения вентилятора; 2 — «масса»; 3 — датчик указателя температуры.

Далее проверьте работу датчика включения вентилятора. Заведите мотоцикл и дождитесь, пока он прогреется. Когда стрелка указателя температуры приблизится к красной зоне, вентилятор должен заработать. Вентилятор не включился — проверьте, подается ли питание на его двигатель. Если да — датчик неисправен, и его следует заменить. Если же моторчик заработает, когда стрелка будет уже в красной зоне (не давайте двигателю работать в таком режиме дольше одной-двух минут), то «врет» или датчик включения вентилятора, или датчик указателя температуры, или стрелочный прибор. Замените датчик включения вентилятора заведомо исправным и повторите эксперимент. Перед заменой, чтобы не обжечь руки, остудите двигатель. Стенки радиатора очень тонкие, потому будьте осторожны: выломать вместе с «закисшим» датчиком кусок из радиатора очень просто. Не сможете справиться — используете «жидкий ключ».

Если с другим датчиком вентилятор включится при том же положении стрелки, значит, неисправны или прибор, или его датчик. Определите, что из них не в порядке. Если вентилятор включится еще до того, как стрелка зайдет в красную зону, уж точно замените датчик.

Гуляющая по всей шкале во время работы двигателя стрелка указателя температуры сигнализирует о неисправности термостата. Об этом же свидетельствует и слишком долго прогревающийся двигатель. Термостат, как правило, находится в легкодоступном месте. В 1-цилиндровых двигателях он может располагаться в головке цилиндра. Слейте охлаждающую жидкость и выньте его из своего корпуса. Перво-наперво проверьте, полностью ли он закрыт. Нет? Это и есть причина слишком длительного прогрева. Проверить его работу в условиях, приближенных к реальным, несложно, но понадобится термометр с верхним пределом шкалы не менее НОТ. Для проверки погрузите термостат в какую-либо емкость с водой и нагрейте. Температура начала открытия клапана, как правило, выбита на его корпусе. Например, для Honda VF750 Magna она составляет 80-84Х. Температуру полного открытия «заслонки» и величину хода термостата вы на корпусе не найдете. А эти значения тоже важны. Их можно узнать в специальной литературе по ремонту. В нашем случае это 95°С и 8 мм.

Проверка работы термостата
Проверка работы термостата: определите температуру, при которой термостат срабатывает (а) и величину хода сильфона с заслонками Н (б).

Точно так же можно проверить и работоспособность датчиков указателя температуры и включения вентилятора. Но для этого понадобится еще и омметр или лампочка с источником питания на 12 В. Температура срабатывания выбита на его гранях, но сверьтесь со справочной литературой. У большинства датчиков одинаковые присоединительные размеры, и если вы владелец секонд-хэнда, может статься, предыдущий хозяин при ремонте вкрутил в радиатор первое, что попалось под руки. Например, в радиаторе нашего мотоцикла должен был стоять датчик, реагирующий на температуру 98-110°С, а на Honda VFR750 с таким же самым мотором устанавливается деталь с порогом включения 97-103°С.

Греть датчик следует: а — в масле, б -в проветриваемом помещении и в -не на открытом огне. Сложность проверки стрелочного прибора в том, что на его «витрину», как правило, не наносят цифр, так что вам придется руководствоваться величинами, полученными при испытаниях термостата и датчика включения вентилятора, а также здравым смыслом. На нашем мотоцикле датчик указателя температуры был обнаружен в корпусе термостата. Там же мы нашли и провод, дублирующий «массу». У него должен быть хороший электрический контакт с корпусом датчика или деталью, в которую он вкручен. В противном случае показания прибора могут сильно искажать действительное положение вещей.