Завидна судьба мотоциклов «ямаховского» семейства «Virago». Много лет они занимают лидирующие позиции по продажам. Как следствие таких «Ямах» полно и в России. V многих из них с наступлением солидного возраста становятся заметны старческие болезни. Одна из них — сбои в системе электрозапуска двигателя. Виной тому банальный конструктивный недостаток. В стремлении упростить все и вся японцы слегка переборщили, отказавшись от привычной обгонной муфты. Если в один прекрасный день ваш стильный чоппер после нажатия на заветную кнопку лишь беспомощно зафырчал, не расстраивайтесь — починим.
Перед началом работы снимите плюсовую клемму с аккумулятора (это полезно делать каждый раз перед любым вмешательством в электрическую часть). И не забудьте слить масло или хотя бы накренить мотоцикл на правую сторону.
1. Начните с троса сцепления: открутите болты, снимите крышку и отсоедините трос. Ослабьте контргайку болта регулировки свободного хода рычага сцепления и отведите рычаг в сторону. Под ним вы увидите «потайной» болт крепления левой крышки двигателя — открутите его.
2. Открутите остальные болты крепления левой крышки. На старых мотоциклах это, бывает, сделать не просто и, возможно, потребуется осадить болты ударами по их головкам — помогает. «Прикипевшую» за долгие годы крышку можно стронуть с места ударом киянки по ее торцу в плоскости разъема. Теперь снимите крышку.
3. Получив доступ к внутренностям, снимите блок шестерен электрозапуска двигателя. Сначала выньте вал, а затем и шестерни. Может показаться, что это невозможно, но покрутите, покачайте их — и все получится.
4. Обратите внимание на характерный износ шестерни привода: зубья «завалены» с той стороны, которой она входит в зацепление с шестерней коленвала. Перед вами откроется причина того, что стартер крутит, а коленвал стоит на месте. В случае, когда износ на обеих шестернях невелик, достаточно проточить только ведущую до восстановления прямоугольной формы зубьев. Токарный станок подойдет для этого как нельзя лучше. Если болезнь запущена, снимайте и ведомую шестерню.
Доработка поврежденных шестерен: 1 — поврежденный участок; 2 — проточка.
5. Открутите гайку крепления ведомой шестерни (она же маховик и ротор генератора с постоянными магнитами). Для чего зафиксируйте коленвал, включив высшую (пятую) передачу и нажмите на педаль тормоза заднего колеса. Спрессовать маховик поможет любой универсальный съемник с тремя лапками. Так же, как и на ведущей шестерне, верните зубьям прямоугольную форму.
6. Закончив с приводом, переходите к профилактике электродвигателя. Осторожно (может улететь!) снимите пружинную тормозную вилку.
7. Отсоедините клемму на корпусе электродвигателя, открутите винты крепления и снимите стартер.
8. Много грязи, летящей с переднего колеса, попадает на электродвигатель, и бывает очень нелегко открутить винты, стягивающие его корпус. Используйте для этого ударную отвертку или осадите винты, нанося по ним легкие удары молотком через сменную насадку типа «крест».
9. Снимите крышку, открутите винт крепления провода от статора к плюсовой щетке и снимите щеточный узел. Проверьте подвижность щеток и их высоту.
10. Легкими ударами молотка по валу ротора спрессуйте переднюю часть корпуса с планетарным редуктором.
11. Тщательно вымойте детали редуктора, смажьте жаростойкой консистентной смазкой (подойдет и «Литол-24») шестерни и оси сателлитов. Соберите двигатель и установите все детали в обратной последовательности.
Материал подготовлен отделом эксплуатации, безопасности движения и туризма «Мою» паи техническом содействии сервисной компании «Мотодоктор».