Особенности конструкции генератора.

На автомобили штатно устанавливают гене­ратор 5102.3771, но может быть установлен и генератор 94.3701. Последний по характери­стикам и установочным размерам взаимоза­меняем с генератором, но имеет некоторые отличия в устройстве узлов и деталей.

Генератор типа 5102.3771 переменного то­ка, трехфазный, со встроенным выпрямитель­ным блоком и электронным регулятором на­пряжения, правого вращения (со стороны привода). Якорь генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала клино­вым или (в зависимости от варианта исполне­ния) поликлиновым ремнем. Кстати, продажа запчастей оптом осуществляется на сайте avtomedon-m.ru.

Статор 4 (рис. 1) и крышки 3 и 6 стянуты четырьмя винтами. Вал ротора 14 вращается в подшипниках 2 и 13, которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмот­ке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 11.

Рис. 1. Генератор 5102.3771:1 — шкив; 2 — передний подшипник; 3 — передняя крышка; 4 — статор; 5 — стяжной болт; 6 — задняя крышка; 7 — кожух; 8 — выпрямительный блок; 9 — вывод «D+» генератора; 10 — вывод «В+» генера­тора; И — контактные кольца ротора; 12 — регулятор напряжения со щеткодержателем; 13 — задний подшипник вала ротора; 14 — ротор


Трехфазный переменный ток, индуцируе­мый в обмотке статора, преобразуется в по­стоянный выпрямительным блоком 8, при­крепленным к крышке 6. Электронный регуля­тор 12 напряжения объединен в один блок со щеткодержателем и также крепится к крышке 6.

Схема соединений генератора показана на рис. 2. Напряжение для возбуждения гене­ратора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D+» генера­тора) через контрольную лампу 5, располо­женную в комбинации приборов. При включе­нии зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор ис­правен. Яркое горение лампы или свечение ее в полнакала говорит о неисправностях.

Рис. 2. Схема соединений системы генератора: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — генератор; 3 — монтажный блок; 4 — выключатель зажигания; 5 — контрольная лам­па зарядки аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов


После пуска двигателя обмотка возбужде­ния питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке ге­нератора.

Вывод «W» генератора на автомобилях се­мейства ВАЗ-2110 не используется. Техническая характеристика генератора типа 5102.3771:

Максимальная сила тока отдачи при 14В 80 А

Регулируемое напряжение 13,6-14,2 В

Передаточное отношение двигатель-генератор 1:2,4

Удельная мощность 207 Вт/кг

Масса 5,4 кг

Предупреждения

«Минус» аккумуляторной батареи всегда дол­жен соединяться с «массой», а «плюс» — под­ключаться к зажиму «30» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немед­ленно вызовет повышенный ток через диоды генератора, и они повредятся. Не допускается работа генератора с отсое­диненной аккумуляторной батареей. Это вы­зовет возникновение кратковременных пе­ренапряжений на зажиме «30» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля. Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковремен­ным соединением зажима «30» генератора с «массой». При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются. Про­верять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра. Вентили выпрямительного блока генератора не допускается проверять напряжением бо­лее 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произой­дет короткое замыкание). Запрещается проверка электропроводки ав­томобиля мегомметром или лампой, питае­мой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.