На автомобили штатно устанавливают генератор 5102.3771, но может быть установлен и генератор 94.3701. Последний по характеристикам и установочным размерам взаимозаменяем с генератором, но имеет некоторые отличия в устройстве узлов и деталей.
Генератор типа 5102.3771 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода). Якорь генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала клиновым или (в зависимости от варианта исполнения) поликлиновым ремнем. Кстати,
Статор 4 (рис. 1) и крышки 3 и 6 стянуты четырьмя винтами. Вал ротора 14 вращается в подшипниках 2 и 13, которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 11.
Рис. 1. Генератор 5102.3771:1 — шкив; 2 — передний подшипник; 3 — передняя крышка; 4 — статор; 5 — стяжной болт; 6 — задняя крышка; 7 — кожух; 8 — выпрямительный блок; 9 — вывод «D+» генератора; 10 — вывод «В+» генератора; И — контактные кольца ротора; 12 — регулятор напряжения со щеткодержателем; 13 — задний подшипник вала ротора; 14 — ротор
Трехфазный переменный ток, индуцируемый в обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком 8, прикрепленным к крышке 6. Электронный регулятор 12 напряжения объединен в один блок со щеткодержателем и также крепится к крышке 6.
Схема соединений генератора показана на рис. 2. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D+» генератора) через контрольную лампу 5, расположенную в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в полнакала говорит о неисправностях.
Рис. 2. Схема соединений системы генератора: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — генератор; 3 — монтажный блок; 4 — выключатель зажигания; 5 — контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов
После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.
Вывод «W» генератора на автомобилях семейства ВАЗ-2110 не используется. Техническая характеристика генератора типа 5102.3771:
Максимальная сила тока отдачи при 14В 80 А
Регулируемое напряжение 13,6-14,2 В
Передаточное отношение двигатель-генератор 1:2,4
Удельная мощность 207 Вт/кг
Масса 5,4 кг
Предупреждения
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «плюс» — подключаться к зажиму «30» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды генератора, и они повредятся. Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «30» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля. Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «30» генератора с «массой». При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра. Вентили выпрямительного блока генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание). Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.