В системе зажигания не используются традиционные распределитель и катушка зажигания. На двигателях мод. 2111 и 2112 применяется модуль 5 (рис. 1) зажигания, состоящий из двух катушек зажигания и управляющей электроники высокой энергии, на двигателе мод. 21114 — четырехвыводная катушка зажигания, на мод. 21124 — индивидуальные катушки зажигания на каждый цилиндр. Система зажигания не имеет подвижных деталей и поэтому не требует обслуживания. Она также не имеет регулировок (в том числе и угла опережения зажигания), так как управление зажиганием осуществляется контроллером.
Рис. 1. Схема системы зажигания двигателей мод. 2111 и 2112:1 — аккумуляторная батарея; 2 — выключатель зажигания; 3 — реле зажигания; 4 — свечи зажигания; 5 — модуль зажигания; 6 — контроллер; 7 — датчик положения коленчатого вала; 8 — задающий диск; А — устройство согласования
В системе зажигания применяется метод распределения искры, называемый методом холостой искры. Цилиндры двигателя объединены в пары 1-4 и 2-3, искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: в цилиндре, в котором заканчивается такт сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, в котором происходит такт выпуска (холостая искра). В связи с постоянным направлением тока в обмотках катушек зажигания ток искро-образования у одной свечи всегда протекает с центрального электрода на боковой, а у второй — с бокового на центральный. Применяются свечи типа А17ДВРМ (для 8-клапанных двигателей) или АУ17ДВРМ (для 16-клапан-ных двигателей) с уменьшенным до 16 мм размером под ключ
Управляет зажиганием в системе контроллер. Датчик положения коленчатого вала подает в контроллер опорный сигнал, в соответствии с которым контроллер рассчитывает последовательность срабатывания катушек в модуле зажигания. Для точного управления зажиганием контроллер использует следующую информацию:
— частота вращения коленчатого вала;
— нагрузка двигателя (массовый расход воздуха);
— температура охлаждающей жидкости;
— положение коленчатого вала;
— наличие детонации.
Вы любите путешествовать?