Контроллер (блок управления).

Контроллер (см. рис.1) (электронный блок управления), расположенный под пане­лью приборов с правой стороны, представ­ляет собой управляющий центр системы впрыска топлива. Он непрерывно обрабаты­вает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на ток­сичность отработавших газов и на эксплуата­ционные показатели автомобиля.

В контроллер поступает следующая инфор­мация:

— положение и частота вращения коленчато­го вала;

— массовый расход воздуха двигателем;

— температура охлаждающей жидкости;

— положение дроссельной заслонки;

— содержание кислорода в отработавших га­зах (в системе с обратной связью);

— наличие детонации в двигателе;

— напряжение в бортовой сети автомобиля;

— скорость автомобиля;

— положение распределительного вала (в си­стеме с последовательным распределенным впрыском топлива);

— о запросе на включение кондиционера (если он установлен на автомобиле).

На основе полученной информации контрол­лер управляет следующими системами и при­борами:

— топливоподачей (форсунками и электро­бензонасосом);

— системой зажигания;

— регулятором холостого хода;

— адсорбером системы улавливания паров бензина (если эта система есть на автомобиле);

— вентилятором системы охлаждения дви­гателя;

— муфтой компрессора кондиционера (если он есть на автомобиле);

— системой диагностики.

Контроллер включает выходные цепи (фор­сунки, различные реле и тд.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы кон­троллера. Единственное исключение — цепь ре­ле топливного насоса. Только на обмотку этого оеле контроллер подает напряжение+12 В,

Контроллер имеет встроенную систему диаг­ностики. Он может распознавать неполадки в работе системы, предупреждая о них водителя через контрольную лампу «CHECK ENGINE». Кроме того, он хранит диагностические коды, указывающие области неисправности, чтобы помочь специалистам в проведении ремонта.

Память. В контроллере имеются три вида памяти: оперативное запоминающее устройст­во (ОЗУ), однократно программируемое посто­янное запоминающее устройство (ППЗУ) и эле­ктрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ).

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) — это «блокнот» контроллера. Микропро­цессор контроллера использует его для вре­менного хранения измеряемых параметров для расчетов и промежуточной информации. Микропроцессор может по мере необходимо­сти вносить в него данные или считывать их.

Микросхема ОЗУ смонтирована на печат­ной плате контроллера. Эта память энергоза-висима и требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи пи­тания содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.

Рис. 1. Контроллер:1 — программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ)

 

Программируемое постоянное запоминаю­щее устройство (ППЗУ). В ППЗУ находится общая программа, в которой содержится по­следовательность рабочих команд (алгоритмы управления) и различная калибровочная ин­формация. Эта информация представляет со­бой данные управления впрыском, зажигани­ем, холостым ходом и т.п., которые зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигате­ля, от передаточных отношений трансмиссии и других факторов. ППЗУ называют еще запо­минающим устройством калибровок, Содержимое ППЗУ не может быть изменено после программирования. Эта память не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отклю­чении питания, т.е. эта память является энерго­независимой. ППЗУ устанавливается в панель­ке на плате контроллера (рис. 9.8) и может вы­ниматься из контроллера и заменяться. ППЗУ индивидуально для каждой комплектации авто­мобиля, хотя на разных моделях автомобилей может быть применен один и тот же унифици­рованный контроллер. Поэтому при замене ППЗУ важно установить правильный номер мо­дели и комплектации автомобиля. А при заме­не дефектного контроллера необходимо ос­тавлять прежнее ППЗУ (если оно исправно)

Электрически программируемое запомина­ющее устройство (ЭПЗУ) используется для временного хранения кодов-паролей противо­угонной системы автомобиля (иммобилизато-ра). Коды-пароли, принимаемые контроллером от блока управления иммобилизатором (если он имеется на автомобиле), сравниваются с ко­дами, хранимыми в ЭПЗУ, и при этом разреша­ется или запрещается пуск двигателя. Эта па­мять энергонезависима и может храниться без подачи питания на контроллер.

Для замены контроллера.

1. Отсоедините провод от клеммы «-» акку­муляторной батареи.

2. Отверните по два винта крепления и сни­мите боковые облицовки консоли с обеих сторон.

3. С помощью отвертки отожмите до упора фиксирующую скобу 3 и отсоедините колодку 1 с проводами от контроллера. Затем отверните две гайки 2 крепления с левой и одну с правой стороны консоли и снимите контроллер с крон­штейном. Чтобы снять контроллер с кронштейна, отверните четыре винта.

4. Установите контроллер в обратном порядке.