Контроллер (см. рис.1) (электронный блок управления), расположенный под панелью приборов с правой стороны, представляет собой управляющий центр системы впрыска топлива. Он непрерывно обрабатывает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на токсичность отработавших газов и на эксплуатационные показатели автомобиля.
В контроллер поступает следующая информация:
— положение и частота вращения коленчатого вала;
— массовый расход воздуха двигателем;
— температура охлаждающей жидкости;
— положение дроссельной заслонки;
— содержание кислорода в отработавших газах (в системе с обратной связью);
— наличие детонации в двигателе;
— напряжение в бортовой сети автомобиля;
— скорость автомобиля;
— положение распределительного вала (в системе с последовательным распределенным впрыском топлива);
— о запросе на включение кондиционера (если он установлен на автомобиле).
На основе полученной информации контроллер управляет следующими системами и приборами:
— топливоподачей (форсунками и электробензонасосом);
— системой зажигания;
— регулятором холостого хода;
— адсорбером системы улавливания паров бензина (если эта система есть на автомобиле);
— вентилятором системы охлаждения двигателя;
— муфтой компрессора кондиционера (если он есть на автомобиле);
— системой диагностики.
Контроллер включает выходные цепи (форсунки, различные реле и тд.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы контроллера. Единственное исключение — цепь реле топливного насоса. Только на обмотку этого оеле контроллер подает напряжение+12 В,
Контроллер имеет встроенную систему диагностики. Он может распознавать неполадки в работе системы, предупреждая о них водителя через контрольную лампу «CHECK ENGINE». Кроме того, он хранит диагностические коды, указывающие области неисправности, чтобы помочь специалистам в проведении ремонта.
Память. В контроллере имеются три вида памяти: оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), однократно программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ).
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) — это «блокнот» контроллера. Микропроцессор контроллера использует его для временного хранения измеряемых параметров для расчетов и промежуточной информации. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в него данные или считывать их.
Микросхема ОЗУ смонтирована на печатной плате контроллера. Эта память энергоза-висима и требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи питания содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.
Рис. 1. Контроллер:1 — программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ)
Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ). В ППЗУ находится общая программа, в которой содержится последовательность рабочих команд (алгоритмы управления) и различная калибровочная информация. Эта информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и т.п., которые зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, от передаточных отношений трансмиссии и других факторов. ППЗУ называют еще запоминающим устройством калибровок, Содержимое ППЗУ не может быть изменено после программирования. Эта память не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отключении питания, т.е. эта память является энергонезависимой. ППЗУ устанавливается в панельке на плате контроллера (рис. 9.8) и может выниматься из контроллера и заменяться. ППЗУ индивидуально для каждой комплектации автомобиля, хотя на разных моделях автомобилей может быть применен один и тот же унифицированный контроллер. Поэтому при замене ППЗУ важно установить правильный номер модели и комплектации автомобиля. А при замене дефектного контроллера необходимо оставлять прежнее ППЗУ (если оно исправно)
Электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ) используется для временного хранения кодов-паролей противоугонной системы автомобиля (иммобилизато-ра). Коды-пароли, принимаемые контроллером от блока управления иммобилизатором (если он имеется на автомобиле), сравниваются с кодами, хранимыми в ЭПЗУ, и при этом разрешается или запрещается пуск двигателя. Эта память энергонезависима и может храниться без подачи питания на контроллер.
Для замены контроллера.
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.
2. Отверните по два винта крепления и снимите боковые облицовки консоли с обеих сторон.
3. С помощью отвертки отожмите до упора фиксирующую скобу 3 и отсоедините колодку 1 с проводами от контроллера. Затем отверните две гайки 2 крепления с левой и одну с правой стороны консоли и снимите контроллер с кронштейном. Чтобы снять контроллер с кронштейна, отверните четыре винта.
4. Установите контроллер в обратном порядке.