Электронная система управления двигателем (система впрыска топлива). Особенности конструкции.

На автомобилях ВАЗ-2110, -2111 и -2112 применяют электронную систему уп­равления двигателем (систему распределен­ного впрыска топлива). Распределенным впрыск называется потому, что для каждого цилиндра топливо впрыскивается отдельной форсункой. Система впрыска топлива позво­ляет снизить токсичность отработавших газов при улучшении ходовых качеств автомобиля.

Существуют два типа систем распределен­ного впрыска: с обратной связью и без нее. Ес­ли автомобиль оборудован системой с обрат­ной связью, в системе выпуска отработавших газов установлен нейтрализатор и датчик кис­лорода, который и обеспечивает обратную связь. Датчик отслеживает концентрацию кис­лорода в отработавших газах, а электронный блок управления по его сигналам поддержива­ет соотношение воздуха и топлива, обеспечи­вающее наиболее эффективную работу нейт­рализатора. В системах, соответствующих нормам Евро-2, применяется один датчик кис­лорода, установленный до нейтрализатора. В системах, рассчитанных на соответствие нормам Евро-3, используются два датчика кис­лорода, установленные до и после нейтрализа­тора.

Для двигателей с системой впрыска без обратной связи не устанавливают нейтрали­затор и датчик кислорода, а для регулировки концентрации СО в отработавших газах слу­жит СО-потенциометр. В этой системе не применяется также система улавливания паров бензина.

Возможен вариант системы впрыска и без СО-потенциометра, тогда содержание СО регулируется с помощью диагностическо­го прибора. Существуют системы последова­тельного и фазированного распределенного впрыска топлива. Последовательный распре­деленный впрыск применяется на двигателях ВАЗ-2111. Фазированный распределенный впрыск применяется на двигателях мод. 2111 (только с контроллером М 7.9.7), 2112, 21114 и 21124. На них дополнительно установлен датчик фаз, определяющий момент конца так­та сжатия в 1 -м цилиндре, а топливо подается форсунками по цилиндрам в последователь­ности, соответствующей порядку зажигания в цилиндрах (1-3-4-2). Системы всех типов могут быть с комплектующими импортного или отечественного производства. Контрол­леры (электронные блоки управления) тоже могут быть разных типов.

Все эти системы имеют свои особенности устройства, диагностики и ремонта, которые подробно описаны в соответствующих от­дельных руководствах по ремонту конкретных систем впрыска топлива.

Электрическая схема электронной системы управления двигателем (ССУД) приведена в приложении 6. На автомобили ВАЗ может быть десять различных ЭСУД, обеспечиваю­щих выполнение разных норм токсичности, и различающихся следующими отдельными элементами.

1. ЭСУД-2111, -2112, обеспечивающая выполнение норм токсичности Евро-2, с кон­троллером фирмы GM. Работает совместно с нейтрализатором отработавших газов а системой улавливания паров топлива. От­личить ее от других систем можно по прямо­угольной форме датчика массового расхода воздуха. Эта система предназначалась для акспорта, небольшое количество оснащен­ных ею автомобилей попало в Россию. В на­стоящее время эту систему на автомобили не устанавливают.

2. ЭСУД-2111, -2112, обеспечивающая вы­полнение норм токсичности России (без ней­трализатора отработавших газов, датчика кислорода и системы улавливания паров топ­лива), с контроллером «Январь-4». Отличить ее можно по отсутствию адсорбера паров топлива в моторном отсеке и прямоугольной форме датчика массового расхода воздуха (фирмы GM). Система предназначалась для внутреннего рынка, в настоящее время на ав­томобили не устанавливается.

3. ЭСУД-2111, обеспечивающая выполне­ние норм токсичности России, с контролле­ром М1.5.4 и с недавнего времени с контрол­лером «Январь-5.1.1» (эти контроллеры взаи­мозаменяемы, хотя немного отличаются по диагностике). Идентифицировать можно по отсутствию в моторном отсеке адсорбера паров топлива и круглой форме датчика мас­сового расхода воздуха (фирмы Bosch). В на­стоящее время выпускают модернизирован­ную версию этой системы с широкополосным датчиком детонации. Система наиболее рас­пространена, предназначена для внутреннего рынка и экспорта в слаборазвитые страны

4. ЭСУД-2111, обеспечивающая выполнение норм токсичности Евро-2, с контроллером MP7.0HFM. Отличить от системы, описанной в п. 1, можно по круглой форме датчика массо­
вого расхода воздуха (фирмы Bosch), а от системы п. 6 — только по наклейке на
контроллере. Система предназначалась для экспорта в Европу, но часть автомобилей, оснащенных ею, попала и в Россию. С 2001 года экспортируется в страны бывшего соцлагеря и частично устанавливается на автомобили для внутреннего рынка России.

5. ЭСУД-2112, обеспечивающая выполне­ние норм токсичности Евро-2, с контроллера­ми M1.5.4N и «Январь-5.1». Отличить от сис­темы п. 1 можно по круглой форме датчика массового расхода воздуха (фирмы Bosch). Система предназначалась для экспорта в Ев­ропу, но часть автомобилей, оснащенных ею, попала и в Россию. С 2001 года экспорти­руется в страны бывшего соцлагеря и частич­но устанавливается на автомобили для внут­реннего рынка России.

6. ЭСУД-2111, обеспечивающая выполне­ние норм токсичности Евро-2, с контроллера­ми М1.5.4N и «Январь-5.1». Отличить от систе­мы п. 1 можно по круглой форме датчика мас­сового расхода воздуха (фирмы Bosch) а от системы п. 4 — только по наклейке на кон­троллере. Система предназначена для ком­плектации автомобилей внутреннего рынка России и постоянно модернизируется: для по­следних версий программного обеспечения введена диагностика выходных цепей, как в системе п. 4; предполагается введение диа­гностики пропусков зажигания, как в системах, обеспечивающих выполнение норм токсично­сти Евро-3. Предполагается, что с введением в России норм токсичности Евро-2 эта систе­ма станет наиболее распространенной.

7. ЭСУД-2111,-2112, обеспечивающая вы­полнение норм токсичности Евро-3 с кон­троллером MP7.0HFM. Отличить ее от других систем можно по адсорберу паров топлива другой конструкции.

8. ЭСУД-2111, обеспечивающая выполне­ние норм токсичности Евро-2, с контролле­ром Bosch M7.9.7. Отличается наличием дат­чика фаз, установленного на задней крышке распределительного вала.

9. ЭСУД-21114, -21124, обеспечивающая выполнение норм токсичности Евро-2, с кон­троллером Bosch M7.9.7.

10. ЭСУД-21114, -21124, обеспечивающая выполнение норм токсичности Евро-3. Отличается наличием двух датчиков кислорода измененной конструкции, установленных до и после нейтрализатора, а также наличием датчика неровной дороги.

Предупреждения

1. Прежде чем снимать любые узлы системы управления двигателем, отсоедините про­вод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

2. Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.

3. Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.

4. При зарядке аккумуляторной батареи от­соединяйте ее от бортовой сети автомобиля.

5. Не подвергайте электронный блок управления (ЭБУ) температуре выше 65 «С в рабочем состоянии и выше 80 °С в нерабочем (например, в сушильной камере). Надо снимать ЭБУ с автомобиля, если эта температура будет превышена.

6. Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоеди­няйте к нему разъемы жгута проводов при включенном зажигании.

7. Перед выполнением электродуговой сварки на автомобиле отсоединяйте прово­да от аккумуляторной батареи и разъемы проводов от ЭБУ.

8. Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром с внутренним со­противлением не менее 10 МОм.

9. Электронные узлы, применяемые в систе­ме впрыска, рассчитаны на очень малое на­пряжение и поэтому легко могут быть по­вреждены электростатическим разрядом, чтобы не допустить повреждений ЭБУ элект­ростатическим разрядом:

— не прикасайтесь руками к штекерам ЭБУ или к электронным компонентам на его платах;

— при работе с ППЗУ блока управления не дотрагивайтесь до выводов микросхемы.