Освещение, световая и звуковая сигнализация. Особенности конструкции.

Фары. На автомобилях применяются блок-фары, объединяющие в себе фары ближнего и дальнего света (с однонитевыми лампами) и указатели поворота. Кроме того, в фарах находятся лампы габаритного све­та. Схема включения фар показана на рис. 1. Ближний и дальний свет фар включается с помощью вспомогательных реле К4 и К5, расположенных в монтажном блоке. Управляющее напряжение на обмот­ки реле подается от переключателя 3 света фар, если полностью нажата клавиша пере­ключателя 4 наружного освещения (на схеме положение II). При включении ближнего света горят лампы ближнего света, а при вклю­чении дальнего света — все лампы (и ближ­него, и дальнего света). Независимо от по­ложения клавиши переключателя 4 можно кратковременно включать дальний свет фар, оттягивая на себя рычаг переключателя 3 света фар. При этом напряжение к контак­ту «30» переключателя 3 подается непо­средственно от источников питания. В жгуте проводов предусмотрена колодка В для пе­реключения проводов при установке блок-фар с двухнитевыми лампами ближне­го света. В этом случае серый провод с красной полоской в колодке В должен со­единяться с проводом такого же цвета, иду­щим к штекеру «56Ь» переключателя 3. Тогда при включении ближнего света будут гореть нити ближнего света у двухнитевых ламп, а при включении дальнего света — нити дальнего света у двухнитевых ламп и лампы дальнего света.

Рис. 1. Схема включения фар и противотуманного света в задних фонарях: 1 — блок-фары; 2 — монтажный блок; 3 — переключатель света фар; 4 — переключатель наружного освещения; 5 — контрольная лампа противотуманного света; 6 — лампы противотуманного света в наружных задних фонарях; 7 — выключатель противотуманного света; 8 — выключатель зажигания; 9 — контрольная лампа дальнего света фар в комбинации приборов; К4 — реле включения ближнего света фар; К5 — реле включения дальнего света фар; А — к источникам питания; Б — колодка для переключения проводов при установке фар другого типа

 

Противотуманные фары. На автомоби­лях в вариантном исполнении в передних бамперах могут быть установлены противоту­манные фары. Схема включения противоту-манных фар показана на рис. 2. Фары включаются выключателем 5 с помощью вспо­могательного реле 2 типа 113.3747, установленного в колодке, прикрепленной к задней стороне монтажного блока. Противотуманные фары можно включить только в том случае если переключателем 4 включено наружное освещение.

Рис. 2. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации: 1 — лампы указателей поворота в блок-фарах; 2 — монтажный блок; 3 — выключатель зажига­ния; 4 — выключатель аварийной сигнализации; 5 — боковые указатели поворота; 6 — лампы указателей поворота в наружных задних фонарях; 7 — переключатель указателей поворота; 8 — комбинация приборов с контрольными лампами указателей поворота и аварийной сигнализации; КЗ — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сиг­нализации; А — к источникам питания

 

Наружное освещение. Схема включения наружного освещения показана на рис. 3 (абаритный свет включается переключате­лем 3 наружного освещения (в положениях клавиш I и II). Питание ламп габаритного све­та и стоп-сигнала подается через реле К1 контроля исправности ламп. Если перего­рит какая-либо из ламп, то реле включает со­ответствующий светодиодный сигнализатор в блоке 11 индикации бортовой системы кон­троля. Если реле контроля исправности ламп не установлено в монтажном блоке, то вместо него должны стоять контактные перемычки, показанные стрелками на рис. 3.

Рис. 3. Схема включения наружного освещения: 1 -лампы габаритного света в блок-фарах; 2 — монтажный блок; 3 — переключатель наружного освещения; 4 — выключа­тель зажигания; 5 — контрольная лампа наружного освещения в комбинации приборов; 6 — лампы габаритного света в наружных задних фонарях; 7 — лампы стоп-сигнала во вну­тренних задних фонарях; 8 — фонари освещения номерного знака; 9 — выключатель освещения приборов; 10 — выключатель стоп-сигнала; 11 — блок бортовой системы контро­ля; К1 — реле контроля исправности ламп (внутри реле показаны контактные перемычки, которые должны устанавливаться при отсутствии реле); А — к источникам питания; В -к лампам освещения приборов

 

Указатели поворота. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнали­зации показана на рис. 4. Указатели пово­рота правого или левого борта включаются переключателем 7. В режиме аварийной сиг­нализации выключателем 4 включаются все указатели поворота. Мигание ламп обеспе­чивается реле-прерывателем КЗ в монтаж­ном блоке.

Рис. 4. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации: 1 — лампы указателей поворота в блок-фарах; 2 — монтажный блок; 3 — выключатель зажига­ния; 4 — выключатель аварийной сигнализации; 5 — боковые указатели поворота; 6 — лампы указателей поворота в наружных задних фонарях; 7 — переключатель указателей поворота; 8 — комбинация приборов с контрольными лампами указателей поворота и аварийной сигнализации; КЗ — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сиг­нализации; А — к источникам питания

 

Полезные советы

1. Если фары вдруг начали светить тускло, а при включении сигнала поворота начина­ет мигать габаритная лампа — восстанови­те контакт «массового» провода с кузовом

2. Возьмите себе в привычку регулярно менять лампы (особенно головного света фар). Со временем колба лампы мутнеет, и яркость лампы уменьшается. Причем этот процесс происходит достаточно медленно, и водитель не замечает постепенного ухуд­шения освещенности дороги

3. В последнее время все больше появляет­ся машин, у которых фары сияют как новогод­няя елка, различными оттенками голубого цве­та. Все это называется словом «ксенон» и счи­тается очень крутым. Спору нет ксеноновые фары, установленные штатно на последние модели иномарок, намного лучше освещают дорогу, да и автомобиль сними смотрится зна­чительно эффектнее. Не удивительно, что многие тоже стараются улучшить свой ав­томобиль, тем более что сейчас на прилавках

появилась масса «ксеноновых» ламп различ­ного изготовления (чаш1е всего китайского). Не покупайтесь на дешевку — такие лампы не имеют ничего общего с настоящими ксено-новыми газоразрядными лампами, не имею­щими нитей накаливания. Это обычные лампы с окрашенным стеклом. Светопропускающая способность такого стекла значительно ниже, чем у стандартных ламп, нити у фальшивок, как правило, установлены не в фокусе, и фара с такой лампой при внешней эффектности практически ничего не освещает, причем до­полнительно нещадно слепит встречных води­телей. К тому же производители таких ламп, чтобы компенсировать снижение светового потока, увеличивают их мощность сверх нор­мы. Часто их установка приводит к оплавлению изоляции проводов и перегоранию печатных схем монтажных блоков. А возможен и пожар. Лучше не приобретайте за свои деньги голо­вную боль, а купите качественные обычные лампы.

4. Рано или поздно лампы в задних фона­рях перегорают. Казалось бы, чего проще взять новую лампочку, подходящую по раз­меру цоколя и напряжению, и установить ее вместо перегоревшей. Однако учтите, что в задних фонарях применяются лампы с одинаковым цоколем, но разной мощнос­ти: 4W и 21W. И это не малосущественная мелочь. Устанавливают 4-ваттные лампы для габаритного света, а 21-ваттные — в указатели поворота и стоп-сигналы. Не пу­тайте их местами. Если вы установите мало­мощные лампы в стоп-сигналы и указатели поворотов, другие водители попросту не увидят ваших сигналов в ненастную пого­ду. А мощные лампы в габаритах будут очень мешать водителям, едущим сзади, и раз­дражать их. Соответственное будет отно­шение и к вам.

Вы хотите, чтобы Ваш малыш рос здоровым и красивым? Хотите узнать, зачем нужен Плантекс для новорожденных? Тогда посетите сайт malutka.net.