Тема нестандартных способов ремонта — частая гостья «Ремзоны». Но подобного богохульства над техникой еще не встречалось. Представляем очередное ноу-хау от Андрея Ляшенко.
Когда поршневая группа приходит в полную непригодность, владельцы начинают ломать голову -как чинить? Диаметр цилиндров практически всех японских скутеров составляет около 40 мм. Поэтому оптимальный вариант — расточить цилиндр до диаметра 42 мм — под установку поршня от мотокультиватора «Крот». Но не стоит ждать большого ресурса от двигателя, отремонтированного подобным образом.
Обычно, когда диаметр цилиндра превышает 42 мм, ремонт осуществляется гильзованием. Но как вариант можно рассматривать расточку до диам. 43 мм под поршень от детского кроссового мотоцикла «Кавасаки КХ-60». Есть одно «но» — высокая цена поршня (около $70).Зато подобный ремонт ни что иное, как самый настоящий тюнинг. Да и ресурс двигателя повысится минимум в два раза в сравнении с новым.
Когда поршень выбран, необходимо адаптировать его к поршневому пальцу скутера, у которого всегда больший диаметр. Лучший вариант — подогнать отверстия в поршне с помощью разверток до «японского» размера с последующим изготовлением установочных канавок под оригинальные стопорные кольца. Другой способ — подобрать ролики верхней головки шатуна большего диаметра. А в некоторых случаях можно применить стальную переходную втулку, термообработанную для работы по иголкам верхней головки шатуна.
Возможно, у нового поршня придется переставить стопоры поршневых колец так, чтобы стыки колец не попадали в окна цилиндра.
Следующий не менее важный момент связан с газораспределением. В двухтактном двигателе этот процесс осуществляется поршнем. Поскольку устанавливается неоригинальная деталь, необходимо восстановить такие геометрические параметры поршня, как расстояние от оси пальца до днища и низа юбки. В зависимости от того, куда «ушло» днище поршня-заменителя, либо под цилиндр устанавливается прокладка соответствующей толщины, либо, наоборот, — подрезается сопрягаемая с картером часть цилиндра.
Рис. 1. Установка в верхнюю головку шатуна поршневого пальца меньшего диаметра: А — штатная конструкция; Б — с помощью переходной втулки; В — с помощью роликов большего диаметра.
Рис 2. Корректировка расстояния от оси пальца до днища ремонтного (варианты Б и В) поршня:
А — штатный поршень; Б — подрезать цилиндр на величину X; В — установить прокладку под цилиндр толщиной X.
Рис. 3. Изготовление ремонтной гильзы под поршень от веломотора серии «Д»: А — разверстка штатного цилиндра Б — сверления в ремонтной гильзе.
С увеличением диаметра цилиндра необходимо также увеличить и толщину прокладки под головку цилиндра — для сохранения уровня степени сжатия в нужных пределах. Таким образом, обеспечив соответствие вышеперечисленных размеров, можно отремонтировать двигатель любого скутера любым подходящим поршнем.
Но вот мы и подошли к самой бредовой панкухе на ниве экстремального ремонта. Допустим, у вас «конченый» скутер и всего около ста рублей на ремонт его двигателя.
Из легированной стали точится втулка — гильза на скользящую посадку в цилиндр, она должна иметь внутренний диаметр 38 мм под поршень от российского бестселлера -веломоторчика серии «Д». У этого поршня-долгожителя конструкцией не предусмотрены стопоры для колец. Поэтому для безаварийной работы, дефорсированности и простоты изготовления на втулке-гильзе в зоне, в которой должны быть окна, сверлятся отверстия небольшого диаметра. Убираются заусенцы, где надо — наносятся фаски. Одним из вышеописанных способов адаптируется поршень «дэшки». Гильза фиксируется внутри цилиндра пазом или стопорным кольцом. Впрочем, можно просто вклеить гильзу на эпоксидной смоле — температурный режим двигателя скутера позволяет и такое.
Более простого и доступного варианта ремонта не существует.