ШЛАНГОВАТЬ! И ЧТОБЫ БЕЗ КОПОТИ!

Способ установки маслосьемных колпачков-втулокВ современных четырехтактных двигателях маслосъемные колпачки — это миниатюрные сальнички, которые снимают масло со стержней клапанов и не дают ему попасть в камеру сгорания. Если этот отнюдь не клоунский атрибут не в порядке, то масло будет сгорать интенсивнее, гадкими станут цвет и запах выхлопа. Любой автоинспектор, заметив темно-сизый дым, остановит вас, обругает-оштрафует… И будет прав!

А ведь условия работы для колпачков ох как непросты: температура головки цилиндров, особенно у двигателей с воздушным охлаждением, нередко зашкаливает за 200°С. Пекло! Только качественные изделия из специальной резины способны выдержать его длительное время и не скукситься. Но и их ресурс не безграничен.

Вот почему, когда двигатель начинает чрезмерно дымить сгоревшим маслом, проверьте и, если нужно, замените маслосъемные колпачки на новые фирменные… Этому совету больше других расстроятся владельцы мотоциклов с многоцилиндровыми многоклапанными двигателями: количество маслосъемных колпачков в них достигает 16-20 — по числу клапанов. А ведь цена комплекта -до $100. Вы «на мели»? Тогда «шлангуйте»

!
Способ установки маслосьемных колпачков-втулок: 1 — клапан; 2 — чашка; 3 — резиновая втулка; 4- направляющая втулка; 5 — пружина клапана; 6 — головка цилиндра.

Возьмите отрезок бензошланга без тканевой армировки. Внутренний диаметр шланга должен быть равен диаметру стержня клапана. Из него и нарезаются новые маслосъемные колпачки-втулки. Далее, с учетом размеров направляющей втулки, клапана и шланга, из любой стали вытачивается (без термообработки) деталь 2 (назовем ее условно чашкой). Она прижимается клапанной пружиной и деформирует колпачок-втулку. Чем и достигается герметичность соединения «клапан — колпачок». Износ резинки автоматически компенсируется, а задубеть ей не дают возвратно-поступательные движения чашки 2 (ее постоянно сжимает). Вот для чего необходим зазор около 1 мм между чашкой и головкой цилиндра.

Предложенная система идеально работает в низкооборотистых двигателях. В высокооборотистых моторах имеет смысл использовать не отрезки шланга, а резиновые колечки (круглые в сечении) для снижения трения о клапан. Перед установкой на двигатель резиновые изделия следует прогреть в масле. Напитавшись маслом, поверхностный слой колпачков значительно снизит трение покоя, а случится это сразу после установки. Если этого не сделать, пружинам может «не хватить сил», чтобы закрыть клапаны при попытке завести двигатель после модернизации.

Рекомендация владельцам «воздушников»: в условиях более высоких рабочих температур следует изготавливать маслосъемные втулки не из резины, а из фторопласта — материала, обладающего свойством самосмазывания, к тому же он не боится «поджариться» даже в сверхгорячем двигателе эндуро. Чтобы совпали направляющая втулка клапана и чашка втулки, то и другое нужно точить за одну установку. Если сможете, на рабочей поверхности фторопластовой втулки сделайте направленную «гребенку» (лабиринтное уплотнение).

Достоинства предлагаемой замены: достижение колоссального ресурса, простота воплощения, копеечная стоимость используемых материалов. Полностью исключается прорыв картерных газов в полость механизма газораспределения при изношенной направляющей втулке (между тем, обычные колпачки не в состоянии противостоять давлению газов). Если же говорить о простоте и надежности технологии гаражного самодеятельного ремонта, то что-либо более изящное придумать невозможно.