На автомобилях семейства применено электрооборудование постоянного тока номинальным напряжением 12 В.
Электрооборудование выполнено по одно-проводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой», которая выполняет функцию второго провода. В свою очередь, функцию «массы» выполняет кузов автомобиля.
Большинство цепей включается выключателем зажигания. Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звукового сигнала, стоп-сигналов, плафонов освещения салона, аварийной сигнализации и розетки переносной лампы.
В табл. 1 приведены номера предохранителей и номинальные значения силы тока, на которые они рассчитаны.
Таблица 1. Цепи, защищаемые плавкими предохранителями
Номер предохранителя |
Сила тока, А |
Защищаемые цепи |
F1 |
5 |
Лампы фонарей освещения номерного знака. Лампы освещения приборов. Контрольная лампа габаритного света. Лампа освещения багажника. Лампы габаритного света левого борта |
F2 |
7,5 |
Левая фара (ближний свет) |
F3 |
10 |
Левая фара (дальний свет) |
F4 |
10 |
Правая противотуманная фара |
F5 |
30 |
Электродвигатели стеклоподъемников дверей |
F6 |
15 |
Переносная лампа |
F7 |
20 |
Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя. Звуковой сигнал |
F8 |
20 |
Элемент обогрева заднего стекла. Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла |
F9 |
20 |
Клапан рециркуляции. Очистители и омыватели ветрового стекла и фар. Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла |
F10 |
20 |
Резервный |
F11 |
5 |
Лампа габаритного света правого болта |
F12 |
7,5 |
Правая фара (ближний свет) |
F13 |
10 |
Правая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света |
F14 |
10 |
Левая противотуманная фара |
F15 |
20 |
Электрообогрев сидений. Блокировка замка багажника |
F16 |
10 |
Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа аварийной сигнализации |
F17 |
7,5 |
Лампа освещения салона. Лампа индивидуальной подсветки. Лампа подсветки выключателя зажигания. Лампы стоп-сигнала. Часы (или маршрутный компьютер) |
F18 |
25 |
Лампа освещения вещевого ящика. Контроллер отопителя. Прикуриватель |
F19 |
10 |
Блокировка замков дверей. Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритного света. Указатели поворота с контрольными лампами. Лампы света заднего хода. Обмотка возбуждения генератора. Блок индикации бортовой системы контроля. Комбинация приборов. Часы (или маршрутный компьютер) |
F20 |
7,5 |
Лампы задних противотуманных фонарей |
Схемы электрооборудования автомобилей принципиально одинаковы. Отличие -в задних приборах освещения и наличии омывателя и стеклоочистителя окна двери задка в зависимости от типа кузова. Кроме того, имеются различия в электрических соединениях и датчиках системы впрыска автомобилей с разными двигателями и оснащенными различными системами впрыска. Схемы электрооборудования приведены в приложении 6.
Полезный совет
Реле типа 111.3734, устанавливаемые в монтажном блоке и в качестве дополнительных реле, часто выходят из строя из-за подгорания контактов. Их работоспособность можно восстановить.
Предупреждения
При ремонте электрооборудования и системы питания двигателя отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи. При замене предохранителей запрещается применять отвертки и металлический инструмент, так как это может привести к короткому замыканию в цепях электрооборудования. Запрещается отсоединять коммутатор зажигания и аккумуляторную батарею на работающем двигателе, так как это приведет к выходу из строя регулятора напряжения и элементов электронного оборудования автомобиля. При проверке цепей электрооборудования запрещается замыкать на «массу» провода (проверять исправность цепей «на искру»), так как это может привести к выходу из строя элементов электрооборудования. Запрещается даже кратковременно соединять вывод «30» генератора с «массой» (проверять работу генератора «на искру»), так как это приведет к выходу из строя диодов выпрямительного блока генератора. Проверять генератор на автомобиле можно только вольтметром и амперметром. Во избежание выхода из строя диодов выпрямительного блока запрещается проверять их мегомметром или контрольной лампой, питаемой напряжением более 12 В, а также проверять такими приборами цепи электрооборудования на автомобиле без отсоединения проводов от генератора. Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением необходимо на генераторе, снятом с автомобиля, при отсоединенных от выпрямительного блока выводах обмотки статора. При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи и генератора.
Не касайтесь элементов системы зажигания и высоковольтных проводов на работающем двигателе.
Не прокладывайте провода низкого и высокого напряжения в одном жгуте. При подзарядке аккумуляторной батареи на автомобиле с помощью зарядного устройства отсоедините провода от клемм батареи.